Sonntag, 7. Oktober 2012

Наполеоновские войны (продолжение)



Привычки императора.
(Генерал Бонапарт на императорском троне.)

«В свое погибельное счастье
Ты дерзкой веровал душой,
Тебя пленяло самовластье
Разочарованной красой.

И обновленного народа
Ты буйность юную смирил,
Новорожденная свобода,
Вдруг онемев, лишилась сил;
Среди рабов до упоенья
Ты жажду власти утолил,
Помчал к боям их ополченья,
Их цепи лаврами обвил.»

А.С.Пушкин «Наполеон» (1821)


 «Трон, что это такое? Четыре куска дерева, обтянутого штукой бархата. Всё зависит от того, кто на нём сидит»,- разъяснял Наполеон.
Он ни на мгновенье не сомневался, что именно он и есть тот человек, который должен там сидеть, и начал обставлять себя монархической декорацией для придания важности. «Единый монарх,- отмечал он,- в природе не предусмотрен, он существует только в человеческой цивилизации, он предстает не в голом виде, но в подходящих одеждах».
Лично ему нравилась та одежда, в которой он достиг своего положения и стал популярным - военная униформа. Он, даже будучи императором, любил носить зелёный сюртук гвардейского егеря, когда ехал на лошади, и форменную шляпу с единственным украшением в виде трёхцветной кокарды. При праздничных выходах он натягивал королевско-синий фрак гвардейского гренадёра и шествовал пешком. К этому костюму полагались белые шёлковые чулки, штаны до колен из белого кашемира и башмаки с пряжками. Тем самым он показывал, что времена революционных панталон прошли, и штаны до колен (кюлоты) старого режима снова вошли в моду.




Туалеты императрицы были как у настоящей королевы. Жозефина появлялась в глубоко декольтированных платьях из бархата, шёлка или вышитого тюля, при этом редко надевала наряд дважды. В 1809 году, перед разводом, она располагала 673 зимними платьями, 230 летними платьями, и 500 кружевными рубашками. Между 1804 и 1806 годами она потратила на гардероб и украшения 6647580 франков. Это было значительно больше, чем траты королевы Марии-Антуанетты, которая возбудила против себя восстание народа и была обезглавлена.
Блеск драгоценностей не вполне удовлетворял императрицу; она окружила себя сверкающим венком придворных дам из старых аристократических родов. Она удерживала их при дворе (например, мадам Лористон или мадам Люсэй) как редких животных или экзотические растения в парке замка Мальмезон, где находилась её любимая резиденция.
Император содержал двор в Тюильри. Как и в бывшем королевском замке там были придворные служители с обязанностями и должностями, как и при Людовике XVI: один высший распорядитель для духовных просителей, затем главный камергер, главный церемониймейстер, главный шталмейстер, главный егермейстер, путевые маршалы, префекты дворцов и пажи.
В своих имперских учреждениях Наполеон ориентировался на Бурбонов и на Карла Великого. Как в Священной империи франков был введён в качестве главного сановника эрцканцлер и главный казначей, как в древней Франции был назначен коннетабль для войска и гроссадмирал для флота. О планах разработки конституции напоминал главный выборщик (председатель избиркома).
Собственным созданием императора были высшие офицеры. Четырнадцать генералов он произвёл в маршалы Франции, это были рубаки, которые прокладывали ему путь к трону. Теперь они окружали своего императора как фанфароны и неуклюжие придворные, приносящие в дворцовый этикет тон клуба, все они были лишены аристократического вкуса и шарма.
В поисках подходящего этикета были использованы книги церемоний времен Короля Солнца (Людовика XIV). Был введён единообразный вид придворного одеяния на испанский лад. Приёмы репетировались с куклами, чтобы перед Наполеоном высокопоставленные сановники и подхалимы танцевали как марионетки. Новое придворное общество состояло из выскочек (парвеню), которые в непривычном для себя окружении двигались на цыпочках. Эта новая элита из буржуазии ощутила себя аристократией. Тем не менее, настоящие аристократы привлекались, прежде всего, как гофмейстеры, которые привносили придворные чопорность, вежливость и обхождение. Так Наполеон пытался сплавить старую аристократию с новой, чтобы создать первое сословие империи, обеспечить её благополучие и стабильность.
«Суверенитет вводится демократией, сохраняется же он аристократией»,- разъяснял Наполеон и считал себя способным польстить галльскому петуху. Феодальная аристократия была уже невозможна, но служебная аристократия, думал он, сможет её перебороть.  Отмеченные будут гордиться напыщенным гребнем, а не отмеченные будут искать поощрения, «делай так, и весь птичий двор будет процветать». Учреждение ордена Почётного легиона было первым шагом к этой цели. В 1806 году Наполеон возвёл членов своей семьи в княжеское достоинство. В 1808 году он снова вводит аристократические титулы. Теперь существуют герцоги, графы и бароны, как и раньше, только теперь титул не наследовался и не предусматривал ни феодальных владений, ни привилегий. В принципе каждый француз мог стать дворянином, на практике это было весьма сложно. В Тюильри провозглашались теперь высокозвучные титулы, как эхо бурбонских времён. К большому выходу являлись высшие сановники, князья, кардиналы, министры, президенты. При отходе императора ко сну адъютанты выполняли последние приказы.
По воскресеньям барабанный бой возвещал о прибытии императора в капеллу Тюильри. Он проходил со штатной свитой в праздничном шествии, которое формировалось в тронном зале. Из этого зала надо было пересечь зал Государственного совета, что символизировало правильное управление от трона и алтаря. По сторонам алтаря стояли гренадёры с ружьями у ноги. Император оставался стоять со скрещенными на груди руками, а императрица преклоняла колени. Служба длилась 20 минут. Затем проходила большая аудиенция. Являться на приём можно было, только предварительно записавшись и получив разрешение, и только в униформе или придворном одеянии. Лица в гражданском платье не допускались. Атмосферу такого приёма охарактеризовал один из маршалов: «Было воскресенье, его ожидали в большой галерее. Вдруг послышался клич «Император», мы замерли; я увидел одного бравого парня, который дрожал всем телом». Император двигался через толпу собравшихся как через ряды солдат. Иногда он вспоминал, что пришёл сюда как властелин французов, и изображал величественную походку. Новыми были огромные парады, для солдатского императора они были выставлением напоказ его власти. Полки выстраивались во дворе дворца Тюильри или на площади Карусели. Знамена и штандарты выносились из салона императора. Все музыкальные команды играли приветствие, горны трубили, в барабаны били, солдаты отбивали шаг, а публику охватывало восхищение. Позолоченные орлы сверкали на солнце, а император появлялся на лошади. Он скакал вдоль всего строя, слезал с лошади и инспектировал войска. Это продолжалось около часа, при этом он проверял вблизи каждую пуговицу на гамашах и заглядывал в жерло каждой пушки. Он разговаривал с солдатами, которых знал лично. Затем парад проходил строем. Принимал его император, сидя на лошади. Между тем, находившиеся во дворце дипломаты наблюдали за этим военным спектаклем через раскрытые окна, что Наполеон называл «учебное богатство для врагов и друзей». После парада он принимал представителей стран, которые ему ещё сопротивлялись, и государств, которые себя ему уже отдали. Уже то, как он был застёгнут (так или иначе), выражало его недовольство политикой той или иной страны. Знатоки тщательно следили за его левой икрой, если она под шёлковым чулком начинала заметно вибрировать, то это предвещало бурю.
Тюильри был превосходной сценой для представительства и манифестации императорской власти. Но Наполеон проводил там едва ли три месяца в году. Во время своего правления он жил также в Сен-Клу, Фонтенбло, Компьене и Рамбуйе, в парижском Елисейском дворце и в замке императрицы Жозефины – Мальмезоне. Он проживал также в Вене, Берлине, Мадриде, Дрездене, Варшаве и Москве, или руководил своей обширной империей из походных квартир, из своей дорожной кареты, в которой оборудовал передвижное бюро. Вообще всё должно было подчиняться его собственным ритмам, как это было установлено в Тюильри. Твёрдый дневной распорядок был для него предпосылкой строгого государственного порядка. Обычно он вставал в 7 часов, облачался в свой утренний сюртук и пробегал глазами дипломатические депеши, государственные акты и полицейские отчёты, просматривал  газеты, а затем разрешал камердинеру рассказывать городские сплетни. Затем он принимал  ванну, долго оставался в воде, которая всегда была ему недостаточно горячей. При этом император  раздавал приказания, которые тотчас же исполнялись. Брился он самостоятельно, так как бритвы брадобрея боялся. При этом пользовался он английской бритвой, но французским мылом для бритья. На его полном лице отражалась вполне вся противоречивость его натуры: любезность южных стран и средиземноморская страсть, весёлость и сумрачность менялись так быстро, как корсиканское небо. Наполеон не имел в своих чертах ничего властного, не мог скрывать, что на самом деле чувствовал и думал; вид мраморного Цезаря был у него только на классицистических портретах. Невысокого роста, хотя и  был по- военному одет,  корсиканец имел в себе мало солдатского. С полнотой власти пополнел и он сам, округлился, но не отяжелел. Двигался он также проворно, с сосредоточенной энергией, которая постоянно разряжалась, при этом думал он с быстротой пули. Во время утреннего туалета император диктовал своему личному секретарю, затем принимал рапорты, отдавал  приказы, назначал аудиенции и возвращался в свой рабочий кабинет. Сам Наполеон писал совсем неразборчиво. Перо не могло поспеть за ходом его мыслей. Из-за присущей ему лаконичности его рукописи ещё более искажались. Бесчисленные письменные источники, которые он должен был прочитывать, пролистывал вихрем, при этом проявляя изумительную сообразительность и необыкновенную память, всё схватывал на лету. Также он мог из отрывочных, походя услышанных сведений создать полную картину происходящего. Он был трудоголиком, который вникает в свою работу, получает удовлетворение от того, что справился с ней, и испытывает отдых, переходя к новой работе. При этом другие стороны жизни, которые приносят действительные  удовольствия, должны быть сокращены.
Насколько регулярно он работал, настолько нерегулярно он обедал. Во время утренних занятий в 9-30, ему подавали малый завтрак, но часто он к нему опаздывал. Тарелки помещали в горячую воду, затем еду подавали в слабо нагретом состоянии на стол. Обычно он не жаловался и мало замечал, что ест. Он один садился за стол, залезал пальцами в тарелки, заляпывал скатерть и костюм, набивал полный рот, пытался проглотить всё сразу, чтобы через 10 минут быть готовым  продолжать работу. Еда была лишь топливом для рабочей машины. Обед накрывали обычно в 18 часов, но нередко его переносили на 19 часов, а иногда и позже, до того, когда он найдёт время. Обычно Наполеон обедал с императрицей, даже если не было никаких изысканных яств. Кухонное искусство не было востребовано за императорским столом, а происходило это в эпоху, когда французская кухня достигла своего классического развития. В домах горожан за стол садились пунктуально и уважали искусство изготовления и потребления еды. В ресторанах подавались свежеприготовленные блюда, там ели с удовольствием и аппетитом. В Тюильри же было всё по-другому, так, что каждый шеф-повар приходил в отчаяние. Против опозданий, с которыми приходилось считаться, придумали каждые четверть часа нанизывать на шампур и жарить новую курицу, пока не наступит время обеда, и император соизволит выйти к столу. Однажды к обеду, который начался только в 11 часов вечера, было зажарено таким образом 23 курицы.
В любви выказывал себя Наполеон похожим образом. У него не было времени создавать для какой-либо дамы двор, длительных привязанностей на стороне у него не было. Пригласив даму на рандеву, он без околичностей сразу переходил к делу, приказывал: «Deshabillez-vouz!»  Актриса Дюшенуа, которая была уже полураздета, из-за неотложных дел императора вынуждена была ожидать, а затем пожаловалась ему, сказав, что совсем закоченела. Она была сразу же отослана восвояси. Он имел много любовных приключений, но никаких скандалов с женщинами не было, так как никаких претензий они не предъявляли. Правда первая жена, Жозефина, упала в обморок, когда узнала о предстоящем разводе в декабре 1809 года. Со второй женой, которая больше почиталась как габсбургская эрцгерцогиня и мать его единственного легитимного сына, короля Рима, отношения оставались хорошими до самого его отречения от престола и ссылки. Внебрачных детей было у него, по меньшей мере, двое: от придворной дамы Элеоноры Денюэль де ла Плайн сын Леон, и от польской графини Марии Валевской сын Александр. Женщины были для него только средством для отдыха. Буржуазный император считал, что женщины должны быть благовоспитанными, верными супругами и многодетными матерями, но они ни в коем случае не должны влиять на политическую жизнь и на политиков. Франция получила первый двор, при котором метрессы не играли никакой роли. Мадам Тальен, покровительница генерала Бонапарта, не была допущена ко двору императора Наполеона. Супруги новых аристократов закутывались в бархат и обвешивались украшениями как жены африканских вождей. Император выказывал своё недовольство новыми модами в невежливых выражениях. «Мой бог, мне говорили, что вы хороши собой»,- подъехал он к одной из дам, а другой заявил: «Мадам, идите и накрасьтесь; вы выглядите, как покойница». Это был самый неприветливый и скучный двор, который когда-либо имела Франция.
Отдыхал он мало. В карты на деньги не играл. Наполеон любил бельканто и охотно слушал приглашённых в Тюильри певцов, если они выступали недалеко от его кабинета. При поездке в театр, он не выдерживал более одного акта. Балы император не любил, так как они продолжались долго, а он очень плохо танцевал.
Читать он мог всегда и везде: в карете, в кабинете, в салоне, в кровати. Раз в неделю он получал от библиотекаря информацию о новых поступлениях, которые по большей части пролистывал. Переплетённые книги ставил на полку, а брошюрованные, страницы которых разрывал пальцами, бросал после прочтения в огонь камина или выбрасывал из окна кареты. Очень часто Наполеон делал пометки на полях. Его библиотекарь Барбье, который держал в голове весь книжный мир, мог дать ему любую справку. Денон, генеральный директор музеев, сверкал своими энциклопедическими знаниями и сообщал ему обо всех захваченных в Европе и доставленных в Париж произведениях искусства. С удовольствием проводил император время с учёными, как например, с химиком Бертолле и с математиком Монжем. Интерес к естественным наукам во времена Первой империи привел к научному расцвету во Франции 19-го века. Наполеон лично давал поручения архитекторам и художникам о постройке классицистических зданий и об увековечивании личностей и деяний империи. Классицизм, европейский стиль искусства, задуманный как имитация античных образцов и правил, превратился во Франции в наполеоновский ампир. Париж стал метрополией мировой империи и мировой культуры. «Тогда,- вспоминал Наполеон на Святой Елене,- в Тюильри собиралась вся Европа. Под моим руководством  - и это есть непреложный факт - Париж был королевой мира». При этом он обдумывал всерьёз королеву старого режима  лишить трона и переместить правительственные учреждения и столицу в Лион. Париж казался ему из-за своей долгой истории неразрывно связанным с французским королевством. Лион лежал на Роне, которая впадала в Средиземное – «Наше море» и текла в Лотарингии, центральной части Западной Европы, что корсиканцу представлялось связующим звеном с неокаролингским имперским крылом.
Париж так и остался единственным правильным местом для трона императора. Число жителей в это время увеличилось с 500 тысяч до 700 тысяч. Метрополия стала Меккой ампирной моды. Образованные люди тянулись в Лувр. Этот старинный  дворец, в котором короли хранили свои личные собрания, был открыт Конвентом для публики, а Наполеоном превращен в первый современный и самым богатый музей мира. Здесь можно было рассматривать сокровища искусства, полученные в порядке наследования, покупок и ограбления захваченных стран. После низложения Наполеона часть награбленного была возвращена прежним владельцам, но, тем не менее, Париж стал воплощением культуры Франции и даже всей Европы, целью паломничества для граждан мира, первым городом для иностранцев, каким он и остаётся до сего дня. 

Анатолий Вощанкин. 

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen