Samstag, 21. März 2020

Время открывает правду

«Время открывает правду».
Антонио Джованни Баттиста Коррадини
Фото А. Вощанкина

Лет 15 тому назад мы вдвоём с моей внучкой Анечкой гуляли по старинным улочкам Рима, его античным развалинам, Колизею, форумам. И, совершенно не справляясь с путеводителем, недалеко от площади «Четырёх фонтанов» наткнулись на, как нам показалось, заброшенный дворец, окружённый кованой железной решёткой с каменными столбами, изображающими насупленных атлантов. На воротах сиял герб: на синем щите три золотые пчелы, а за ним скрещенных два ключа: золотой и серебряный. Оказалось, что это палаццо Маффео Барберини (римского папы Урбана V111 (1568-1644)), который, происходя из Флоренции и будучи кардиналом, купил у семейства Сфорца участок в центре Рима. Снеся старинные постройки, Маффео Барберини заключил договор с архитектором Карло Мадерно, который и начал возводить палаццо в 1625 году, но умер в 1629 г. Достраивать пришлось известному в то время архитектору Жану Лоренцо Бернини при участии Франческо Борромини. Строительство закончилось в 1638 г. Палаццо Барберини в Риме является первым в Европе дворцом в стиле барокко, ставшим прототипом для многих поздних построек. Папа Урбан V111 прославился своими строительными мероприятиями: он превратил Колизей в каменоломню, бронзовую крышу над портиком Пантеона он велел переплавить в пушки, чтобы установить их на замке Св. Ангела. За эту разрушительную практику над античными памятниками вспоминают ещё сегодня старинную поговорку: «Was die Barbaren nicht schaffen, schaffen die Barberini». 
Часть дворца оказалась строительной площадкой (в 2005 году, когда мы исследовали палаццо Барберини, там проводили реставрационные работы, которые закончились только через 6 лет), но, тем не менее, мы наткнулись на мраморную скульптуру, изображающую женскую фигуру с вуалью на лице. «Коррадини!», - в один голос вскричали мы, сразу вспомнив скульптурную группу «Время открывает правду» в Большом саду в Дрездене. Антонио Джованни Баттиста Коррадини (род. в Венеции 19.10.1688, ум. в Неаполе 12.8.1752) был известным скульптором, создававшим из каррарского мрамора надгробные памятники, парковые скульптурные группы на античные мифологические сюжеты, декоративные садовые вазы, украшенные плоскими барельефами. Особенно ценились мраморные группы, выражающие экспрессию во взаимодействии персонажей, а также изображение в камне полупрозрачных покрывал, в чём Коррадини был непревзойдённым мастером и основоположником этого стиля. Владельцы германских княжеств охотно приобретали мраморные скульптуры для украшения своих дворцов и парков. В 1719-1723 годах саксонский курфюрст Фридрих Август I (польский король Август II) через посредника- интенданта Раймонда Леплата приобрёл для украшения парка Голландского дворца (теперь он называется Японским) девять пластических групп и три украшенных барельефами садовых ваз. Наиболее значительные из них, «Время похищает красоту» скульптора Пьетро Балестра (род. в Сиене в 1672, ум. после 1729 там же) и «Время открывает правду» скульптора Антонио Коррадини, оформляли лодочную пристань на Эльбе перед Голландским дворцом. Но уже в 1728-1732 годах эти и другие скульптуры были перенесены в Большой сад в связи со значительной перестройкой Голландского дворца в Японский. Скульптурная группа «Время похищает красоту» венчает с тех пор центр партера перед дворцом. Где была установлена группа Коррадини неизвестно. C 1836  года она стояла на краю луга с летним цветником, на отдалённом южном участке парка, скрытом от назойливых глаз праздных гуляк рощей могучих деревьев, рядом с которыми позже был устроен пруд с фонтаном и рестораном на берегу. Перед входом в партерную часть сада на Главной аллее стоят две скульптурные мраморные группы Коррадини с кентаврами: «Деянира и Несс» и «Гипподамия и Эвритион», с другой стороны дворца за прудом стоит прекрасная ваза с Психеей.
  Большой сад Дрездена как живой организм рос и развивался с 1678 года. Он пережил оккупацию пруссаками во время Семилетней войны (1757- 1763), сражение под Дрезденом в 1813 году, когда оккупанты-французы отбивались от приступа союзников 27-28 августа, роя окопы в Большом саду, а потом сидели в осаде до 11 ноября, рубили и жгли на кострах ценные породы деревьев. Французы капитулировали, но принесли Большому саду непоправимый урон. 
Ещё 19 марта 1813 г. был организован Центральный совет управления отвоёванных немецких районов. Через два дня после окончания лейпцигской «Битвы народов» (16-19 октября 1813 года) Центральному совету были подчинены: королевство Саксония, герцогство Альтенберг и оба княжества Реусс. Для этих областей было организовано генерал-губернаторство. 22 октября 1813 г. генерал- губернатором на один год был назначен генерал-майор русской императорской службы князь Николай Григорьевич Репнин-Волконский (1778-1845). Вновь образованные учреждения генерал-губернаторства первоначально располагались в Лейпциге, т.к. в Дрездене ещё находился тридцатитысячный корпус французов. 9-го декабря совет генерал-губернаторства перебрался в Дрезден. При огромном объёме работ в стране, только что освобождённой от ига Наполеона, после жестоких сражений, разрушений, блокады, огромного количества лазаретов с ранеными и больными, с недостатком материальных средств, русский генерал-губернатор задумался и об удовлетворении общественных потребностей населения Дрездена. Он распорядился открыть для публики Большой сад, разрешил разобрать каменную изгородь, чтобы иметь материал для восстановления разрушенных войной домов населения. Приказал заново создать главный западный вход в Большой сад. Местный архитектор Готтлоб Фридрих Тормейер заменил полностью уничтоженные артиллерийским огнём мраморные скульптурные группы, оформлявшие вход в Большой сад, живописными мраморными вазами на невысоких пилонах. В самом центре Дрездена, на набережной реки Эльбы, князь Репнин-Волконский распорядился открыть для публики сад вельможи Брюля, для чего тот же архитектор построил прекрасную открытую лестницу, ведущую на знаменитую «Террасу Брюля», известную как «Балкон Европы». По указанию генерал-губернатора Тормейер создал памятник Жану Виктору Моро, установленный на месте его смертельного ранения на Рэкницких высотах. В Большом саду была построена школа по возделыванию фруктовых деревьев.
  На Венском конгрессе ставился вопрос о дальнейшем существовании Саксонского государства. Только твёрдая позиция русского царя умерила аппетиты Пруссии, Австрии и Баварии. Саксония осталась королевством в половинном составе. Большой сад спокойно расширялся. Если прилегающие к дворцу площади сохраняли вид барочного партерного парка, то по сторонам, за счёт приобретаемых земельных угодий, стали возделывать сад в английском стиле: отдельные островки многовековых деревьев, большие луговые площади и водоёмы, соединённые системой каналов. Скульптурное оформление оставалось в прежнем виде, несмотря на утрату нескольких ценных вещей. 
Наибольшие разрушения принесла Вторая мировая война. 75 лет прошло со времени страшной англо-американской бомбардировки Дрездена, и только сейчас привели уточнённые данные о погибших в городе людях. Всего во время двух налётов 13-14 февраля погибло около 25 тысяч человек. Эта бомбёжка принесла серьёзные разрушения строениям, кавалерским домикам и дворцу. Скульптуры остались целыми. Они были укрыты мешками с песком, частично складированы в укромных местах. Руководство сада регулярно закрывает мраморные скульптуры на зимнее время, проводит реставрационные работы на месте, строя вокруг скульптуры защитную палатку. Так уже много лет стоит закрытой группа «Время похищает красоту» в центре партера у дворца.
 Подвергалась реставрации и группа «Время открывает правду» лет 7 назад. Мы с моей женой Гретой Александровной во время наших прогулок по парку часто наблюдали, как молодая девушка уверенно работает в полупрозрачном ограждении. Но вот однажды осенью 2018 года мы не увидели привычной глазу скульптурной группы на её месте. Мы специально подошли к этому месту и не нашли даже остатков цоколя из песчаника. Был просто зелёный газон. Нас это немного взволновало. Оказывается, уже давно руководство решило перенести скульптуру на другое место – в центр Большого сада, в знак уважения её художественных достоинств. Для её установки на новом месте с северной стороны дворцового пруда по оси фонтана ещё летом 2017 года были удалены три берёзы и кустарники. Мы на это обратили внимание, но не придали этому значения. 
 9-го апреля 2019 года прошло торжественное открытие скульптурной группы «Время открывает правду» на новом месте, на новом цоколе, лицом к фонтану. Она стоит на круглой клумбе, покрытой зелёным газоном, окружена живой изгородью. Вокруг установлены скамьи для отдыха гуляющих. В «Саксонской газете» от 10 апреля 2019 г. реставратор Дана Краузе описывает процесс работы над восстановлением скульптуры и восхищается мастерством ваятеля, которому удалось достичь невозможного: превратить мёртвый камень в тончайшую вуаль, скрывающую живую нежную плоть.
Будем надеяться, что теперь, засияв в новом блеске, эта, почти трёхсотлетняя мраморная скульптура итальянского ваятеля Антонио Коррадини, наконец обретёт покой.
Кто знает, может быть это и было первоначально задуманное место установки скульптурной группы «Время открывает правду» в Большом саду? Таким образом в который раз оправдывается народная мудрость: «Тайна всегда становится явной». 
Название её приобретает новый смысл. В нём скрыта перекличка эпох. Сколько поколений дрезденцев покинуло этот мир, сколько произошло событий, а скульптура вечно молода и до сих пор хранит свои тайны.

Анатолий Вощанкин, 19.02.2020, Дрезден


«Время открывает правду».
Антонио Джованни Баттиста Коррадини
Фото А. Вощанкина

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen